Кругобайкальская железная дорога на Байкале

Кругобайкальская железная дорога – один из старейших туристических маршрутов на Байкале. Строительство железной дороги началось в 19 веке в царской России. Раньше это был самый экзотический участок Транссибирской магистрали. Священное озеро во всей своей устрашающей красоте проходило перед глазами пассажиров поездов, идущих на восток. С одной стороны камни нагромождены невообразимо высоко. Сияющее и сверкающее озеро с другой стороны окаймлено сизыми горами. Тихое величие простого каменного портала с его качественной кладкой и тем, как арка соединяется с береговым склоном, очаровывает посетителя. Кажется, что он существовал целую вечность, а не только четыре четверти века. Этот маршрут уникален — здесь туристы могут насладиться красивой байкальской природой и увидеть многочисленные тоннели из тесаного камня, виадуки и гигантские подпорные стены. Маршрут начинается в Култуке и заканчивается в небольшом поселке Порт Байкал. Расстояние от Култука до Порта Байкал 84 км. По пути встречаются 39 туннелей и 16 подпорных (или защитных) стен, их общая длина составляет почти 9000 метров.

История Кругобайкальской железной дороги

На протяжении более чем 50 лет, а именно с 1904 по 1956 КБЖД являлась частью Транссибирской магистрали, которая первоначально, еще до революции, именовалась Великим Сибирским путем или «золотой пряжкой русского стального пояса». Пряжка – потому, что соединяла две части Транссиба, разделенные Байкалом, а золотая – из-за огромных средств, затраченных на ее строительство, которые были больше, чем на все железные дороги России.

В феврале 1891 года после постановления императора Николая II кабинет министров принял решение одновременно начать прокладку железнодорожных путей с противоположных концов: со стороны Владивостока и Челябинска, расстояние между которыми более, чем 7000 км. И сегодня одним из самых живописных отрезков этого пути остается Кругобайкальская железная дорога. Именно здесь, на берегах самого глубокого озера в мире, произошла стыковка Великого Сибирского пути и началось строительство Кругобайкальской железной дороги.

Так как строительство КБЖД могло занять много времени, правительство решило организовать паромную железнодорожную переправу через озеро Байкал. Это решение позволяло какое-то время обойтись без железной дороги при условии, что за этот период определится направление будущей стальной колеи. Станция начала свое развитие со строительства ветви Иркутск – Байкал, идущей по левому берегу Ангары. Сейчас этот путь остается под водами Иркутского водохранилища, образовавшегося во время строительства ГЭС в середине прошлого века.

Изыскательские работы, которые проводились с 1889 года, доказали, что легче «вгрызаться» в скалистые берега Байкала, чем вести дорогу вдоль долины реки Иркут. Тянуть же дорогу по северу озера, где ныне проходить Байкало-Амурская магистраль, было чрезвычайно сложно и дорого из-за природных суровых условий в начале 20 столетия.

Темп и строительство Транссибирской магистрали были очень высокими. Так, в 1903 году, единственным препятствием на пути следования из Санкт-Петербурга во Владивосток по жд путям оставалось озеро Байкал, через которое было организовано сообщение паромом «Байкал». А зимой по льду озера начинала действовать гужевая переправа. Начавшаяся русско-японская война стала катализатором начала строительства железнодорожной дороги вокруг озера, так как обеспечить необходимую пропускную способность пути стало критически важно для безопасности страны. Поэтому Николай II лично поставил задачу министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову обеспечить беспрепятственную доставку войск на фронт.

За 5 лет напряженной работы? арестанты и ссыльные Александровской тюрьмы проложили рельсы по скалам и склонам Приморского хребта. На расчистку места под железную дорогу в каменистой местности в среднем уходило около 1 тонны динамита на каждый 1 км пути. Благодаря большому таланту лучших архитекторов Италии, Албании, Польши и Латвии, а также потрясающему труду строителей Кругобайкальской железной дороги, инженерные постройки идеально вписались в суровый байкальский ландшафт. 18 сентября 1904 года по Кругобайкальскому участку был пущен первый поезд, а в 1905 году КБЖД стала использоваться на постоянной основе. В 80-е постепенно стали осваивать туристический формат использования дороги.

Состояние КБЖД на сегодняшний день

Кругобайкальская железная дорога – крупнейший архитектурный памятник России на сегодняшний день и самая дорогая железная дорога, построенная в царской России. Это место считается одним из самых привлекательных мест на Байкале. Тоннели и арки на берегу Байкала построены в изысканном стиле итальянских зодчих. Это место напоминает кусочек старой Европы в далекой Сибири.

В наше время Кругобайкалку можно рассматривать как памятник инженерной мысли, как памятник архитектуры и как социокультурный феномен. Этот участок Транссибирской магистрали используется сейчас, в основном, для привлечения туристов как уникальный архитектурный ансамбль и как исторический памятник под открытым небом. 84-километровый маршрут от маленькой станции Порт Байкал до станции Слюдянка предлагает однодневные туры, которые являются отличным способом насладиться потрясающей и разнообразной природой озера Байкал. За изгибами многочисленных тоннелей вырисовываются могучие пики хребта Хамар-Дабан. Чайки парят над головой. Острые скалы берега вздымаются высоко и поражают своими причудливыми изгибами и очертаниями. Воздух здесь до сих пор наполнен воспоминаниями о тех временах, когда слышался стук молотков. В летнее время можно, как когда-то, прокатиться по Кругобайкалке в старом поезде. Или понаблюдать за достопримечательностями памятника с вод озера на лодке или яхте.

 

Достопримечательности Кругобайкальской железной дороги

Вот неполный список достопримечательностей, которые вы увидите во время прогулки по КБЖД:

  • 1-й км – село Култук;
  • 17-й км – здесь расположился один из самых красивых виадуков;
  • 23-й км – гнездовье серебристой чайки на 300-метровой скале;
  • 36-й км – станция Маритуй;
  • 47-й км – Половинный тоннель (807 метров). Здесь вы найдете подходящее место для ночлега в палатке;
  • 51 км – Мраморное место (место выхода мрамора на поверхность);
  • 54 км – Живописная защитная стена из резного камня;
  • 56 км – Березовский обходной тоннель;
  • 57 км – Березовский залив;
  • 65 км – мыс Толстый;
  • 66 км – водопад Каторжанка;
  • 76 км – водопад Лиственничная;
  • 84 км – Порт Байкал.

Поездка на Кругобайкальскую железную дорогу

Итак, посетить Кругобайкальскую железную дорогу можно тремя способами:

  1. Пройти всю железную дорогу пешком;
  2. Сесть на туристический поезд;
  3. Совершить короткую поездку на пароме до КБЖД.

Рассмотрим все варианты поближе.

Прогулка по Кругобайкальской железной дороге

Честно говоря, ходить по железной дороге целый день непросто. Между тем, вдоль железной дороги идет узкая тропинка. Но, во-первых, на пути много мелких острых камней от железной дороги. А во-вторых, иногда путь пропадает и приходится идти по самой железной дороге. Однако на этом трудности заканчиваются. На маршруте нет ни спусков, ни подъемов, а удобные места для отдыха встречаются довольно часто. В среднем, турист может преодолеть 84 километра от поселка Култук до поселка Порт Байкал за два-три дня. Опытным путешественникам маршрут не покажется сложным. Стоит заметить, что есть два варианта пешего пересечения Кругобайкальской железной дороги:

  • Начать свое путешествие в поселке Култук и завершить его в порт Байкал;
  • И наоборот, выбрать порт Байкал в качестве отправной точки и Култук в качестве конечной.

Принципиальной разницы между этими двумя вариантами нет. Но в первом варианте, когда вы приедете в порт Байкал, вам понадобится паромный транспорт, чтобы добраться до поселка Листвянка, а затем отправиться в Иркутск. Существует регулярный паромный маршрут из порта Байкал в Листвянку и обратно. Кроме того, вы можете обратиться за обслуживанием к местным владельцам паромов. Вероятно, они предложат вам цену около 500 рублей. В вечернее время найти какой-либо транспорт в поселке будет гораздо сложнее. Рекомендуем изучить расписание автобусов или поездов из Култука в Иркутск во втором варианте. Из Листвянки до Иркутска можно будет добраться на рейсовом маршрутном такси.

По Кругобайкальской железной дороге на туристическом поезде

Это самый удобный и быстрый способ совершить путешествие по Кругобайкальской железной дороге и получить незабываемые эмоции. Стоимость такой экскурсии – около 6000 рублей, все зависит от сезона и места (с видом на горы или на Байкал). Доступны два вида поездов: паровоз старого образца и современный. Поезда идут из Иркутска до Слюдянки, а потом в порт Байкал и Листвянку и “зеркальным” маршрутом из Иркутска в Листвянку, порт Байкал, далее на поезде в Слюдянку и в Иркутск, делая остановки в самых живописных местах. В Слюдянке остановка от 30 минут до 1,5 часов, можно прогуляться и посетить здание вокзала, построенное полностью из белого и розового мрамора. Это единственное такое здание в России. Также там находится интерактивный музей, где представлена имитация озерной глади озера Байкал, местное минералы и тд.

На пароме по КБЖД

Экскурсии по Кругобайкальской железной дороге организуют частные владельцы паромов в течение всего лета. Их небольшие корабли базируются в середине Листвянки. Цена около 700 рублей с человека. Экскурсия длится один час. Во время поездки паром делает короткую остановку на КБЖД. После небольшой прогулки по берегу паром возвращается в Листвянку. Важно отметить, что при использовании этого варианта вы сможете увидеть только один туннель, и ваша поездка будет очень короткой.